Вождение маломерных судов
Записаться на курсы можно по телефону +7 902 555-xx-xx

Техническое обслуживание и ремонт моторных лодок

Хранение мотора

Перед остановкой мотора, в случае длительного хранения, рекомендуется мотор прогреть на оборотах, несколько выше средних, в течение 3–4 минут. Убедиться в отсутствии воды в редукторе.

На мотор при хранении его на судне должен быть надет чехол из плотного брезента или клеенки.

Рекомендуется хранить мотор в закрытом помещении. Хранить его можно в горизонтальном положении, класть на доски или фанеру, но лучше сделать П-образную стойку из досок. Для длительного хранения, например, на зиму, производится консервация мотора следующим образом:

  1. Поставить мотор в рабочее положение.
  2. Снять электропровода со свечей.
  3. Отсоединить шланг подачи топлива от мотора.
  4. Слить топливо из бака и из карбюратора. Промыть бак чистой топливной смесью.
  5. Слить воду из системы охлаждения, для чего прокрутить двигатель от стартера 3–4 раза, нажимая при этом на кнопку останова мотора.
  6. Протереть наружную поверхность мотора насухо, а затем масляной тряпкой.
  7. Снять гребной винт.
  8. Слить смазку из редуктора и промыть редуктор промывочным маслом.
  9. Заполнить редуктор винта свежей смазкой, покрыть вал гребного винта тонким слоем смазки, поставить на место гребной винт.
  10. Смазать шестерни и узлы соединения рукоятки румпеля и валика вертикального с поводком магнето густой консистентной смазкой.
  11. Вывернуть свечи зажигания и установить мотор свечными отверстиями вверх. Установить поочередно поршни в положение нижней мертвой точки и через свечные отверстия залить в каждый цилиндр по 75 см3 чистого обезвоженного масла, после чего плавно провернуть мотор от стартера 3–4 раза. Поставить мотор в нормальное положение и провернуть от стартера еще 2–3 раза, нажав на кнопку «Стоп».
  12. Очистить свечи зажигания от нагара, смазать резьбу смазкой и поставить их на место.
  13. Законсервированный мотор хранить в рабочем положении в сухом помещении, не содержащем кислот и щелочей. Консервация обеспечивает хранение мотора в течение зимнего сезона, т. е. 6–8 месяцев.
  14. Консервацию редуктора и вала гребного винта производить трансмиссионным маслом ТАД-17И ГОСТ 23652-79, маслом МС-20 ГОСТ 21743-76. Внутренние поверхности мотора (поверхность гильз цилиндров, подшипников качения) консервировать одним из моторных масел. Перед консервацией масло должно быть обезвожено нагревом до температуры 100—110°С с выдержкой до прекращения выделения пены и потрескивания. В качестве консистентной смазки при менять солидол УС-1 или УС-2 ГОСТ 1033 −79 или смазку ЦИАТИМ 201 ГОСТ 6267-74.

Уход за двигателем

  1. Необходимо следить за чистотой наружной поверхности двигателя, так как наличие на двигателе грязи и воды может явиться причиной его остановки, а остатки горючего и масла — причиной возникновения пожара.
  2. Эксплуатировать двигатель следует только на рекомендованное топливной смеси. Повышенное содержание масла в смеси затрудняем запуск мотора вследствие замасливания электродов свечей, ухудшает работу карбюратора, приводит к значительному нагарообразованию на двигателе, снижению его мощности.
    Недостаток масла в смеси приводит к интенсивному износу трущихся деталей, разрушению подшипников, перегреву двигателя и его отказу.
  3. Необходимо следить за тем, чтобы двигатель работал на нормальной топливно-воздушной (рабочей) смеси.
    При бедной смеси обгорают электроды свечей, двигатель запускается с трудом, перегревается, теряет мощность, наблюдаются «хлопки» в карбюраторе. На богатой смеси происходит повышенное отложение нагара на деталях двигателя и свечах, мощность падает.
  4. При обнаружении в двигателе нагара, его следует своевременно удалить, так как при обильном нагарообразовании двигатель перегревается, не развивает полной мощности или вообще может не запускаться.
    Рекомендуется следующий способ очистки от нагара без разборки двигателя:
    • разогретый мотор установить свечными отверстиями вверх;
    • поставить поршни так, чтобы выхлопные и всасывающие окна обоих цилиндров были закрыты (поршни должны занять среднее положение и находиться на одном уровне);
    • залить в каждый цилиндр через свечные отверстия 70–100 см3 смеси, состоящей из 2 частей ацетона, 1 части керосина и 1 части автола (масла для двигателя);
    • когда вспенивание смеси прекратится, ввернуть использованные свечи и оставить мотор в таком положении на 2–3 суток;
    • вывернуть свечи и слить смесь, прокрутив мотор от стартера 5–6 раз, нажав на кнопку «Стоп»;
    • после очистки нагара запустить мотор на своих свечах и дать ему проработать 2–3 минуты на холостом ходу.
    Полное удаление нагара производится при разобранном двигателе, когда сняты выхлопные патрубки, головки блока цилиндров, поршни и т.д.
  5. Разбирать двигатель без крайней необходимости не рекомендуется.

Уход за топливной системой

При уходе за системой питания необходимо:

Разобранный карбюратор промывается чистым бензином; жиклеры и каналы желательно продуть сжатым воздухом: чистка жиклера проволокой недопустима.

ВНИМАНИЕ! Во избежание загрязнения окружающей среды не допускать попадания бензина и масла на землю или в водоем. При обнаруженной негерметичности шлангов или других соединений немедленно устранить неисправности.

Регулирование карбюратора

Регулирование карбюратора вашего мотора произведено заводом-изготовителем.

При необходимости вы можете:

Уход за системой зажигания

Осмотр и зачистка контактов прерывателей магдино

Примечание. После установки храпового диска необходимо закернить винты крепления.

Смазка магдино

ВНИМАНИЕ! Излишняя смазка фитиля вредна, так как может привести к замасливанию контактов прерывателей, размыкаемых кулачком маховика. Закончив зачистку контактов прерывателей и смазку магдэно, маховик поставить на место и закрепить.

ВНИМАНИЕ! При установке маховика смазочное устройство предохранять от возможности смятия ступицей маховика.

Установка и регулировка зажигания

Надежная работа магдино зависит прежде всего от правильной установки зажигания. При правильной (нормальной) установке зажигания угол опережения зажигания равен 29°. При таком опережении поршень не доходит до ВМТ 4,5 мм.
  1. ОПроверка правильности установки зажигания и его регулировка производится в следующей последовательности:
    • ручку румпеля поставить в положение «Полный газ»;
    • совместить риску „в“ на основании магнето (3) с литой меткой „г“ на бобышке картера (9);
    • если риски не совмещаются, то ослабив винты (6 и 8) и не нарушая положения румпеля, повернуть основание магнето до совмещения риски „в“ с меткой „г“. Закрепить поводок (7) винтами (6 и 8);
    • прокручивая маховик по часовой стрелке, совместить с риской „в“ риску „а“, обозначенную на ободе маховика цифрой «1»;
    • через окно (1) в маховике замерить прилагаемым к мотору щупом зазор „А“ между контактами прерывателя (для верхнего цилиндра). Зазор должен быть равен 0,30–0,35 мм (щуп слегка защемляется):
    • если зазор не обеспечивается в заданных пределах, то с помощью отвертки повернуть основание, предварительно ослабив винт (2). Сохраняя отрегулированный зазор „А“, зафиксировать новое положение основания с помощью винта (2);
    • повернуть маховик по часовой стрелке на 180°, совместить с риской „в“ риску „б“, обозначенную на ободе маховика цифрой «2»;
    • через окно (1) замерить зазор „А“ у второго прерывателя (для нижнего цилиндра). Зазор должен быть тем же (0,30–0,35 мм). Регулировку зазора производить аналогично.
    ВНИМАНИЕ! Проверку и регулировку зазора „А“ для обоих прерывателей производить через окно (1) маховика. При этом риски „а“ („б“), „в“ и „г“ должны быть совмещены между собой.
  2. При необходимости изменения нормального опережения зажигания следует сместить основание магдино (3) относительно поводка (7) в пределах пазов под винты крепления поводка.
    Ослабив винты (6 и 8) и сместив основание влево, получим позднее зажигание (угол опережения зажигания уменьшится). Сместив основание магдино относительно поводка вправо, получим раннее зажигание (угол опережения зажигания увеличивается).

После установки раннего или позднего зажигания зазор „А“ контролировать при совмещении риски „а“ („б“) только с риской „в“.

Соблюдайте осторожность при регламентных работах, монтаже и демонтаже магдино МН-1 и трансформаторов ТЛМ на двигателе!

Уход за свечами зажигания

Правильный уход за свечами зажигания и грамотная их эксплуатация увеличивают срок службы свечей, повышают надежность системы зажигания.

  1. Демонтаж свечей следует производить только после остывания двигателя, используя ключ специальный, прикладываемый к мотору. ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения свечи и посадочного места категорически запрещается при отворачивании свечи пользоваться непредусмотренным инструментом.
  2. Осмотр и устранение неисправностей свечей производить в следующем порядке:
    • проверить по внешнему виду стальные детали свечи на отсутствие заусениц, забоин, трещин, сорванных ниток резьбы;
    • при наличии сильной копоти, замасливания или нагара в камере, на электродах и носике керамического изолятора необходимо очистить нагар. Для предварительного размягчения нагара можно положить свечу на несколько часов в денатурированный спирт, бензин или керосин;
    • промыть камеру, электроды и носик изолятора свечи чистым бензином, просушить и продуть;
    • проверить щупом зазор между центральным и боковым электродами, который устанавливается путем подгибания бокового электрода. Величина зазора должна быть в пределах 0,5...0,6 мм. При регулировке зазора запрещается производить нажим на центральный электрод, так как это может привести к поломке центрального электрода или нижнего конуса керамического изолятора. Подгибать боковой электрод следует осторожно, так как после двух-трех сильных изгибов он может обломиться;
    • проверить исправность свечи на искру. Один из способов проверки «на искру» состоит в следующем: соединяют со свечой провод высокого напряжения и, положив ее корпусом на массу, за пусковой шнур проворачивают маховик. Между электродами исправной свечи проскакивает искра.

Если свеча неисправна (трещина на изоляторе, повреждена резьба поломан электрод, пробой изолятора), ее следует заменить.

Примечание. Закопченные свечи легко прожигаются при работе мотора на максимальных режимах в течение 10–15 минут.

Монтаж свечей

Перед установкой свечи на мотор необходимо надеть уплотнительное кольцо и желательно смазать ввертываемую часть резьбы графитовой смазкой НК-50, не допуская попадания этой смазки в камеру, на электроды свечи и на изолятор свечи;

  1. ввернуть свечу от руки до упора;
  2. довернуть свечу прикладываемым к мотору ключом специальным, не допуская срывов ключа и ударов по нему. Добавочных рычагов при довертывании свечи не применять;
  3. перед подсоединением высоковольтного провода к свече тщательно осмотреть его контактное устройство. После осмотра обеспечить надежный контакт между свечой и высоковольтным проводом.
  4. Необходимо оберегать изолятор свечей от ударов и попадания влаги во время работы мотора.
  5. Запасные свечи следует хранить в упаковке и всегда отдельно от инструмента.
  6. Свечи СИ-12РТ подобраны по тепловому режиму двигателя.

Примечание. В отдельных случаях возможно наличие мелких капель воды не торце или электродах свечи, что является следствием образования конденсата и не влияет на работоспособность мотора.

Уход за системой охлаждения

  1. Охлаждение двигателя производится забортной водой. Поэтому при работе мотора на мелководье и в засоренных водоемах возможно попадание в систему охлаждения песка, ила, грязи и мусора, что может привести к преждевременному отказу резиновой крыльчатки водопомпы. Чтобы избежать этого, не рекомендуется эксплуатировать мотор в водоемах мельче 0, 8 м, а после работы в засоренных водоемах или при установке мотора на хранение следует промывать систему охлаждения чистой водой.
  2. Нельзя запускать мотор без воды даже на короткое время, так как это приведет к быстрому износу крыльчатки водопомпы.
  3. При ремонте и регулировках не допускать прокручивания махе вика против часовой стрелки, так как это приведет к заворачиванию лопастей крыльчатки и ее отказу.
  4. Необходимо следить за исправностью, чистотой и герметичностью уплотнений трубки подвода воды к блоку, герметичностью стыка корпуса водопомпы с дейдвудом.
  5. Перед каждой поездкой и во время движения необходимо внимательно следить за истечением воды из контрольного отверстия. Ее ли отверстие засорилось, прочистить его немедленно.

Примечание. При замене крыльчатки выступание или утопание новой крыльчатки в корпусе должно быть в пределах 0,2 мм.

Уход за системой смазки

  1. Смазку мотора необходимо производить согласно «Карте смазки мотора».
  2. Примечание. При эксплуатации мотора в морской воде смазку производить в два раза чаще.
  3. Во время работы лодочного мотора корпус реверс-редуктора находится под водой, при нарушении его герметичности возможна утечка масла и попадание воды внутрь. Чтобы убедиться, что при работе мотора в редуктор не проникла вода, необходимо установить мотор вертикально, дать маслу отстояться и вывернуть пробку из отверстия (2) (рис. 4). При этом сначала вытечет вода, если она попала в привод, или изменившее свой цвет от воды (осветленное) масло. Устранив негерметичность редуктора, следует сменить смазку.
    Замену смазки в редукторе производить в следующей последовательности:
    • установить мотор вертикально;
    • вывернуть пробки из отверстий (1 и 2) и слить старую смазку.

После слива отработанного масла рекомендуется промыть полость реверс-редуктора промывочным маслом. Для этого следует завернуть пробку (2) и залить через отверстие (1) промывочное масло в объеме 150 см3, завернуть пробку.

Запустить двигатель, отработать на «Малом газе» 2–3 минуты. сделав при этом несколько переключении на передний и задний ход.

Затем слить промывочное масло и залить свежую смазку в объеме 150см3.

Регламентные работы

Через каждые 20–25 часов работы мотора

  1. Проверить наличие смазки в полости реверс-редуктора.
  2. Осматривать наружные болты, винты и гайки, при необходимости подтягивать их.
  3. Осматривать и при необходимости очищать и промывать свечи зажигания, регулировать зазор между электродами свечи (см. «Уход за свечами зажигания»).
  4. Проверить и при необходимости отрегулировать обороты холостого хода.

Через каждые 40–50 часов работы мотора

  1. Выполнять работы, проводимые через каждые 20–25 часов работы мотора.
  2. Проверять затяжку гайки крепления маховика. Примечание. Для затяжки гайки крепления маховика и ее проверки желательно применять тарированный ключ. Момент затяжки должен быть в пределах 7–8 кгм. Допускается затяжку гайки маховика производить легкими ударами молотка по рукоятке ключа.
  3. Менять смазку в редукторе гребного винта (см. «Уход за системой смазки»).
  4. Проверить легкость вращения ролика стартера.

Через каждые 80–100 часов работы мотора

  1. Выполнять работы, проводимые через 40–50 часов работы мс тора.
  2. Смазывать наружные трущиеся поверхности, подшипник рессоры (см. «Карта смазки мотора»).
  3. Проверять затяжку гаек крепления реверс-редуктора в проставке и гаек крепления головки блока
  4. Очищать и промывать отстойник и фильтр топливного насос поплавковую камеру карбюратора, топливный бак, топливопроводы.
  5. Проверять затяжку винтов крепления оси вертлюга к поддон переднему. При необходимости затянуть.
  6. Очищать от нагара цилиндры, головку блока, поршни, порыта вые кольца, выхлопные патрубки (см. «Уход за двигателем»). Полно удаление нагара рекомендуется производить после 200 часов наработки мотора.

Карта смазки мотора

Место смазки Тип смазки Количество и периодичность
1. Реверс-редуктор через заливочное отверстие (1) (рис. 4) Трансмиссионное масло ТАД-17И
ГОСТ 23652-79 или МС-20 ГОСТ 21743-76
150 см3 после приработки и через каждые 40–50 часов работы
2. Подшипник рессоры через отверстие (3) (рис. 4) Смазка 1-13
ТУ 38-590-1257-90 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74
1–1, 5 см3 через каждые 100 час. работы
3. Наружные трущиеся поверхности (оси, зубчатый сектор, шестерни, резьба зажимных винтов и т. п.) ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 или любая машинная смазка Через каждые 100 час. работы