- Предыдущий раздел
«Электрооборудование маломерных судов» - Содержание
- Следующий раздел
«Техника безопасности при эксплуатации»
Причины аварийности маломерных судов
Документы регламентирующие безопасность плавания
Безаварийность судовождения на внутренних водных путях регламентируют Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР, местные (бассейновые) правила плавания, ГОСТ 26600–85. «Знаки и огни навигационные внутренних водных путей», правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также распоряжения ГИМС об ограничениях режима пользования маломерными судами по мощности двигателей, площади парусов и скорости.
Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР содержат единые для всех судов правила их движения, стоянки и маневрирования, требования к звуковым сигналам, сигнальным огням и знакам судов. Местные правила плавания действуют на некоторых участках судоходных путей. ГОСТ 26600–85 устанавливает единые для всех внутренних водных путей требования к навигационным знакам и огням. Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок определяют обязанности водителя маломерного судна, порядок эксплуатации таких судов, действия судоводителя-любителя при аварии.
Технический надзор
Для обеспечения безопасности эксплуатации маломерных судов ГИМС осуществляет технический надзор за ними, который состоит из первичного, ежегодных и внеочередных технических осмотров (освидетельствовании) судна на годность к плаванию.
Первичный технический осмотр проводят в процессе регистрации судна. Его цель — по результатам проверки размерений приобретенного или построенного судна, состояния корпуса, оборудования, устройств, мореходных и маневренных качеств установить условия и нормы безопасной эксплуатации судна. Последние записывают в судовой билет.
При ежегодном техническом осмотре проверяют неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и снабжения согласно установленным нормам, уточняют условия эксплуатации. Если судно признают годным к плаванию, в судовом билете делают об этом отметку или составляют акт, где указывают условия, при которых судно допускается к плаванию.
Внеочередной технический осмотр проводят при аварии, переоборудовании судна, его ремонте, а также по просьбе владельца для определения технического состояния судна. Под переоборудованием судна понимают работы, в результате которых изменяются его основные элементы: тип, категория (по условиям плавания), главные размерения, мореходные и маневренные качества. При внеочередном техническом осмотре проверяют те элементы судна, которые изменились в результате ремонта, переоборудования или аварии.
Объем ежегодного и внеочередного технических осмотров устанавливает инспектор ГИМС в зависимости от технического состояния судна. Технические осмотры проводят по месту жительства владельца судна либо по месту базирования судна.
Аттестация судоводителей-любителей
Для получения права на управление маломерным судном необходимо пройти аттестацию. Аттестацию проходят в экзаменационных комиссиях ГИМС после занятий на специальных курсах. В основу аттестации положены результаты экзаменов, к сдаче которых допускают лиц не моложе 16 лет, по состоянию здоровья признанных годными к управлению маломерными судами. Сдавший экзамен получает удостоверение на право управления маломерным судном и талон установленного образца.
Удостоверение на право управления маломерным судном предоставляет судоводителю-любителю право управлять в указанном в удостоверении районе плавания только теми судами, категория которых указана в удостоверении. Если удостоверение потеряно или испорчено, владельцу выдают дубликат только после проверки знаний.
Проверка знаний судоводителей-любителей
Проверку знаний осуществляет ГИМС в случаях совершения судоводителями грубых нарушений правил пользования маломерными судами и Правил плавания по внутренним водным путям, утраты удостоверения на право управления или талона к нему и после истечения срока лишения права управления судном.
Органы, контролирующие безопасность плавания
Соблюдение Правил плавания по внутренним водным путям и правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок контролирует ГИМС. Инспекции судоходства контролируют соблюдение правил плавания всеми судами речного флота, в том числе маломерными. Обо всех зафиксированных нарушениях, допущенных судоводителями-любителями, органы внутренних дел и инспекции судоходства сообщают в ГИМС. ГИМС предоставлены права останавливать поднадзорные суда, в том числе для проверки судоводительских и судовых документов; запрещать пользование судами, состояние которых угрожает безопасности судоходства и загрязняет окружающую среду; изымать удостоверения на право управления маломерными судами; направлять судоводителей в необходимых случаях на проверку знаний; отстранять от управления судном лиц, не имеющих удостоверений, находящихся в нетрезвом состоянии или грубо нарушивших правила плавания; передавать маломерные суда нарушителей на штрафные стоянки за счет судовладельцев; проводить первичное освидетельствование судоводителей на алкогольное опьянение; направлять судоводителей на медицинское освидетельствование; рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить постановления о наложении взысканий за нарушение правил пользования маломерными судами.
Судоводители-любители обязаны обеспечивать безаварийное плавание маломерных судов, предупреждать несчастные случаи на воде, не допускать загрязнения водоемов и прибрежной полосы, бережно относиться к природе.
Документы судоводителя-любителя
Управляя маломерным судном, судоводитель-любитель обязан иметь при себе удостоверение, судовой билет с отметкой о прохождении ежегодного технического осмотра, справку о прохождении очередного медицинского осмотра (его проходят каждые пять лет, а после 60 лет — каждые два года).
Передача управления другому лицу
Если на судне присутствует его владелец, судоводитель-любитель может управлять этим судном без доверенности. Для передачи судна во временное пользование другому лицу нужна доверенность. Последняя действительна только вместе с удостоверением, дающими право управлять судном.
Обязанности судоводителя-любителя
Судоводитель обязан принимать все меры, обеспечивающие безаварийное плавание. Он несет ответственность за последствия, вызванные непринятием этих мер. Перед выходом в плавание судоводителю-любителю нужно проверять исправность и комплектность оснащения судна, а в ходе плавания следить за его состоянием. Во время плавания судоводитель обязан следить за тем, чтобы пассажиры не создавали ему помех и не отвлекали от управления судном. При несчастном случае на воде он должен оказывать помощь терпящим бедствие, доставлять их в лечебное учреждение.
Судоводитель-любитель обязан останавливаться и предоставлять свое судно в следующих случаях:
- медицинскому персоналу, если последнему нужно проехать к больному или транспортировать его в ближайшее лечебное учреждение;
- должностным лицам инспекции судоходства, которые выполняют неотложные задания по обеспечению безопасности плавания;
- работникам Государственной лесной охраны, если им нужно проехать в попутном направлении к местам лесных пожаров или возвратиться из этих мест;
- работникам ГИМС, если им необходимо транспортировать поврежденные во время аварии или неисправные плавучие средства.
Судоводителю-любителю следует останавливаться по требованию работников органов, контролирующих безопасность плавания, и предъявлять свое удостоверение на право управления маломерным судном. Останавливаться нужно в безопасном месте, вне судового хода. Должностное лицо обязано при этом предъявлять свое удостоверение.