- Предыдущий раздел
«Типы гребных винтов» - Содержание
- Следующий раздел
«Техническое обслуживание двигателей»
Влияние гребного винта на поворотливость судна
Большое значение на поворотливость судна имеет направление вращения гребного винта. Если смотреть в корму судна, идущего передним ходом, то винт «правого вращения» вращается по часовой стрелке, а «левого» — против. В любом случае лопасти работающего гребного винта отбрасывают назад большие массы воды, что дает дополнительную скорость потоку, обтекающему перо руля.
При работе гребного винта на передний ход действуют три силы: сила набрасываемой струи С, сила реакции R и сила попутного потока В (рис. 12, а).
На переднем ходу при положении руля прямо, при вращении гребного винта по часовой стрелке, лопасть 1 отбрасывает воду с силой С1. Эта сила направлена вниз и в сторону от судна и на отклонение кормы действия не оказывает. Лопасть 2 отбрасывает воду справа налево, на нижнюю часть пера руля с силой C2, которая стремится отклонить корму влево. Лопасть 3 отбрасывает воду вверх и в сторону от судна с силой C3 и на отклонение кормы влияния не оказывает. Лопасть 4 отбрасывает воду с силой C4 вправо, на верхнюю часть пера руля. Эта сила стремится отклонить корму вправо. Вследствие того, что давление в нижней части руля больше, чем в верхней, сила C2 больше силы C4 и корма пойдет влево, а нос — вправо.
Силы реакции R2 и R4 для лопастей 2 и 4 будут направлены соответственно вверх и вниз и на поворотливость судна влияния оказывать не будут. Сила реакции R1 , действующая на лопасть 1, направлена влево и стремится отбросить корму судна также влево, а сила R3, действующая на лопасть 3, направлена вправо. Так как давление в нижней части больше, то сила реакции, действующая на лопасть 3, будет больше. В результате, под действием этой силы корма судна стремится уклониться вправо (режим работы винта—только включен).
При движении судна за его кормой образуется разреженное пространство, в которое устремляется находящаяся сзади судна вода, образуя попутное течение.
Сила попутного потока В имеет вообще незначительную величину, но совместно с силой набрасывания струи будет больше силы реакции, т. е. C + B > R. Вследствие того, что сумма сил набрасываемой струи и попутного потока больше, чем сила реакции воды, корма судна пойдет влево.
На заднем ходу гребной винт правого вращения вращается против хода часовой стрелки и отбрасывает воду под корму судна.
В этом случае, вращающиеся струи воды набрасываются лопастями, проходящими положения 2 и 4, на кормовые обводы и действуют на левый обвод с силой C2, а на правый обвод — с силой C4.
Так как струя, набрасываемая лопастью сверху вниз на левый обвод, скользит вдоль корпуса (положение лопасти 2), то сила C4 оказывается больше силы C2, в результате чего корма судна уклоняется влево. В ту же сторону будут отклонять корму и силы реакции воды R, так как винт правого вращения в данном случае вращается против часовой стрелки. Поэтому для удержания на курсе судна, идущего задним ходом, надо переложить руль на некоторый угол вправо. Как только руль отклонится от диаметральной плоскости, на него начнут действовать две силы: сила встречного давления воды и сила всасываемой струи. Всасываемая струя возникает при работе на задний ход, как течение воды, направленное навстречу судну, идущему задним ходом. Из-за того, что сила всасываемой струи невелика, действие руля на заднем ходу будет хуже, чем на переднем ходу. Если руль переложен вправо, то силы А и В будут отклонять корму судна вправо, т. е. будут противодействовать силам С и R, и судно будет идти прямо. Если руль переложен влево, то силы А и В, действуя в одном направлении с силами С и R, будут отклонять корму судна влево.
Останавливая судно, идущее передним ходом, командуют мотористу «Стоп!», а затем «Назад». При остановке винта судно идет по инерции вперед, при этом исчезают силы С и R, а сила попутного потока В уменьшается. С первыми оборотами винта на задний ход резко возрастают силы противодействия воды и начинает расти сила набрасываемой струи С. Все три силы С, R и В при работе винта правого вращения действуют в одном направлении и резко отклоняют корму судна справа налево. Для удержания судна на курсе надо переложить руль на некоторый угол влево. Переложенный руль окажет противодействие силам С, R и В и отклонит нос судна влево. По мере гашения инерции переднего хода руль надо постепенно отводить и, к моменту остановки судна, переложить его на другой борт, чтобы удержать корму от забрасывания влево.
Маневренные характеристики судна при различных режимах работы гребного винта с правым вращением сгруппированы в таблице 1. Влияние винта левого вращения на поворотливость судна будет обратным влиянию винта правого вращения.
Положение судна относительно воды | Положение руля | Режим работы винта | Направление работы винта | Результат |
---|---|---|---|---|
Неподвижно | Прямо | Только включен | Вперед | Судно будет поворачивать влево |
Движется вперед | Прямо | Установившийся | Вперед | Судно будет поворачивать вправо |
Движется вперед | Право или лево | Установившийся | Вперед | Судно будет поворачивать в сторону отклонения руля |
Неподвижно | Прямо | Только включен | Назад | Судно будет поворачивать вправо |
Движется вперед | Право или лево | Установившийся | Назад | Судно будет поворачивать в сторону, противоположную стороне отклонения руля |
Движется вперед | Прямо | Только включен | Назад | Судно будет поворачивать вправо |